ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ДОКТРИНА

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ДОКТРИНА

В рамках научно-теоретического направления работы автономной некоммерческой организации «Умная Цивилизация» ее Экспертный совет и Институт «Умная Цивилизация» ведут работу над «Цивилизационной доктриной» ‒ общественно-научной концепцией цивилизационного подхода. «Цивилизационная доктрина» имеет международное и национальное измерение и будет призвана стать научно-теоретическим базисом для инициативы продвижения новой модели межцивилизационной солидарности и диалога стран-цивилизаций. Приоритетными принципами при работе над доктриной являются научность, инновационность и междисциплинарность.

Исследовательская работа по созданию «Цивилизационной доктрины» позволит предложить принципы для современного межцивилизационного диалога и изучить влияние цивилизационного подхода на современные геополитические доктрины и то, кукую роль он играет в экономике и бизнесе, в концепции многополярного мира.

Проект создания «Цивилизационной доктрины» будет опираться в том числе и на многолетние исследования, проведенные в рамках междисциплинарной научной программы «Цивилизационное наследие России» научного совета при президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия. Программа строится на основе оригинальной методологии, позволяющей объединить усилия широкого круга ученых самых различных областей социально-гуманитарного и естественнонаучного знания, специалистов в сфере стратегического планирования и прогнозирования, что требует особого внимания к категориальному аппарату и методологическим аспектам междисциплинарных исследований. Исходный принцип — уважительное отношение к многообразию продуктивных теорий в области «цивилизациологии», зачастую взаимоисключающих друг друга и претендующих на «единственно верное» толкование феномена цивилизации. Одна из целей инициативы в плане координации научных исследований — выявить основные концептуальные схемы, которые присутствуют во всех или почти во всех теориях цивилизационного развития и раскрывают природу эволюции цивилизационной теории, объясняют механизмы использования тех или иных концепций в языке реальной политики и в законотворческой практике.

В рамках «Цивилизационной доктрины» будет дан не только обзор базовых конкурирующих концептуальных подходов, но и предложена их классификация, позволяющая увидеть потенциал соединения и комбинации таких подходов при решении конкретных задач. Будут рассмотрены все существующие теории цивилизаций мировых научных школ, в том числе и современные разработки ведущих цивилизаций — Европы, Индии, Китая, США, стран Латинской Америки, исламского мира ‒ и предложен собственный концепт, обсуждение которого с мировым научным сообществом станет важной частью международного научного и экспертного диалога, инициируемого АНО «Умная цивилизация» и ее институтом «Умная цивилизация».

Важной частью этой работы станет изучение отечественных подходов к цивилизационной теории. В частности, одним из опорных концептуальных документов доктрины будет исследовательская программа «Цивилизационный путь России», координатором которой выступает научный совет по изучению и охране культурного и природного наследия, созданный около 30 лет назад и объединивший выдающихся ученых, среди которых академики Е.П. Челышев, Д.С. Лихачев, Б.В. Раушенбах, Н.И. Толстой, Д.С. Львов, Г.В. Добровольский, А.С. Панарин, С.Л. Тихвинский, В.А. Черешнев и др. К осуществлению программы привлечен философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Институт наследия имени Д.С. Лихачева, экспертные центры Федерального собрания России и другие организации.

Среди прочих отечественных разработок особое внимание будет также уделено исследовательской программе Института философии РАН, основанной на логико-смысловом подходе (А.В. Смирнов), цивилизационных концепциях Н.Н. Моисеева и В.С. Степина, Б.Н. Кузыка и Ю.В. Яковца, С.П. Капицы, С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого, А.С. Ахиезера и Б.С. Ерасова, Н.В. Мотрошиловой и В.В. Межуева и множестве других не менее интересных концепций.

Особый интерес представляет собой наследие великих русских философов, мыслителей и литераторов, оказавших существенное влияние на становление мировых цивилизационных школ — от Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, П.Я Чаадаева и В.С. Соловьева, А.С. Хомякова и С.П. Трубецкого, Н.А. Бердяева и И.А. Ильина до П.А. Сорокина и А.А. Зиновьева.

***

Общечеловеческая цивилизация — это не мертвое пространство, где царствуют одномерность и тотальное обезличивание, а многомерное и неисчерпаемое многообразие живых цивилизаций, неразрывно связанных с родной землей. Человечество сегодня нуждается в том, чтобы все технические и интеллектуальные силы, накопленные человечеством, были использованы для сбережения природы и сохранения экологического равновесия, для устойчивого развития всех народов и культур.

На всех этапах становления наиболее ценные цивилизационные достижения и приобретения (природные и культурные, а также системы властных институтов) были обязаны своим появлением межцивилизационным контактам и взаимному влиянию между отдельными государствами и цивилизациями. Для того, чтобы объективно и по достоинству оценить наследие каждой из них, и необходима презумпция равноценности локальных цивилизаций.

«Цивилизационная доктрина», разрабатываемая АНО «Умная Цивилизация» призвана дать современные научно-теоретические основания для реализации на практике этой модели межцивилизационной солидарности.