«Умная цивилизация» ‒ идея современного развития на основе цивилизационной идентичности и межцивилизационной солидарности народов

«Умная цивилизация» ‒ идея современного развития на основе цивилизационной идентичности и межцивилизационной солидарности народов

Цивилизационная идентичность ‒ категория, которая описывает современное интеллектуальное сообщество достаточно разнообразно, но если сделать некоторое обобщение, то можно выделить несколько тезисов. Это, прежде всего, категория, обозначающая, что личность и народ в целом отождествляют себя с определенной цивилизацией, это предельный уровень социокультурной самоидентификации, выше которой может быть идентификация только общепланетарного масштаба ‒ человечество. В ее основании лежит сформировавшаяся крупная межэтническая общность людей, длительно проживающих в одном регионе, основанная на единстве исторической коллективной судьбы разных народов, взаимосвязанных близкими культурными ценностями и идеалами. Личностная сторона этой идентификации заключается главным образом в том, как люди самоотождествляют себя и как это самоотождествление воспринимают и признают другие, в том числе представители иных цивилизационных сообществ.

Цивилизационная идентичность для России является одной из важных теоретических и практических идей, влияющих на многие поколения российских интеллектуалов. Более всего она обострялась в периоды больших потрясений. Последнее десятилетие в очередной раз актуализировало вопрос цивилизационной идентификации нашего общества.

Цивилизационная идентичность (в этом сходится большинство экспертов) проявляется у человека тогда, когда возникает необходимость осмыслить какие-либо глобальные события, потрясения, когда важно понять различия или сходства между цивилизациями, которые приводят к конфликтам или, наоборот, к солидарности и партнерству. Очень важно, что цивилизационная идентичность личности ‒ это, как принято говорить, «пассивная идентичность», т. е. такая, которая по большей части не осознается в повседневной жизни, а остается в скрытом, латентном состоянии. Если в обычной жизни человек позиционирует себя по профессиональному, семейному, возрастному, религиозному и другим признакам («активная идентичность»), то вопрос о цивилизационной идентичности появляется тогда, когда возникает необходимость осмысления места и миссии — как своего собственного, так и своей страны — в цивилизационном многообразии мира, т. е. в глобальном позиционировании.

Что представляет собой современная Россия как цивилизация? Какова ее роль и положение в мире? И какова должна быть ее стратегия развития в будущем? В данный исторический момент идет активный поиск этих ответов. Но проблема цивилизационной идентичности касается не только России.

В условиях мировой неопределенности и турбулентности, поиска новых путей мироустройства вопросом о собственной идентичности задаются сегодня все страны — от переживших социальные потрясения Сирии, Египта и Туниса до растущих региональных игроков, таких как ЮАР, Вьетнам, Бразилия, Турция. Свой путь ищут как небольшие государства бывшего социалистического блока, так и самые крупные и экономически развитые державы, такие как США, Китай, Индия, Франция, Великобритания, Германия.

Россия и межцивилизационный диалог

Цивилизационный подход стал особенно активно разрабатываться в русской социальной, философской и экономической мысли со второй половины 80-х годов XX века. По мере пробуксовки реформ в центр внимания отечественного интеллектуального сообщества все более выдвигались проблемы цивилизационной специфики российского общества. Значительное количество существующих социально-философских концепций, касающихся положения России с точки зрения цивилизационной теории (включая и концепции, отказывающие ей в «статусе» цивилизации), говорит об актуальности для российского общества проблемы собственной цивилизационной идентичности.

Еще один аспект ‒ баланс между необходимостью широкого заимствования современного мирового опыта и сохранением самобытности общества, без которого оно перестает быть самостоятельным субъектом мировых отношений. Открытость общества облегчает усвоение новейших достижений современного мира. Однако оборотной стороной такой открытости порой становится имитаторство, перенос излишних элементов чужеродных культур, что приводит к подрыву собственного культурного достояния. Слепое копирование зарубежной культуры, без должной адаптации к своему достоянию, оборачивается не только духовным, но и социальным разрывом — между социальными группами, центром и периферией, между поколениями. В этом смысле можно привести в пример цитату известного российского ученого и государственного деятеля Евгения Максимовича Примакова: «Общечеловеческая цивилизация имеет — и будет иметь — региональные, национальные аспекты. Это и своя, отличная от других, материальная культура, культурные ценности, дополняющие общемировые, и своя духовность. Таким образом, в этом смысле мы имеем право говорить: была, есть и будет русская цивилизация со своими особенностями». И далее: «Но ни в коем случае нельзя противопоставлять, утверждать, как это иногда делается, например, что европейская и мусульманская цивилизации чужды друг другу. Мы взаимодополняем друг друга». Он отмечал, что любые попытки силового давления, одностороннего навязывания своей картины мира мешают диалогу и сотрудничеству цивилизаций.

Мы наблюдаем, как на многих интеллектуальных площадках ставится вопрос о том, что, возможно, Россия стоит на пороге новых представлений о своем предназначении. Существовавшая идея «русского мессианства», выражавшаяся главным образом в отождествлении себя с кем-то (чем-то) вне России, ‒ с неким «общемировым делом», или просто со всеми, кто «нуждается в нашей помощи», ‒ эволюционирует в сторону органического сочетания идеи приоритета собственного развития и поддержки многополярности мира.

Россия как «умная цивилизация» в мире должна строить диалог с другими на основе солидарности, интеллектуального партнерства, укрепления научных и культурных обменов, сотрудничества в решении актуальных для всех задач — это формирование справедливой экономической модели, развитие человеческого потенциала, новых технологий, но при этом обеспечение гарантии защиты достоинства и идентичности человека, формирование своего привлекательного образа жизни.

В решении этих задач важнейшую роль играют неправительственные организации, совместные гуманитарные проекты, академический научный диалог, технологическое сотрудничество «умных компаний», партнерство между ведущими университетами и школами, обмен опытом «умных» городов и агломераций.

«Умная Цивилизация» ‒ платформа для практических действий

Осознание специфики вопросов цивилизационной идентичности особенно важно на уровне политического, научного, культурного и предпринимательского классов, именно от них прежде всего зависит принятие решений, которые могут существенно повлиять на ход общемировой истории.

Платформа «Умная Цивилизация» формирует работу в трех направлениях ‒ научно-теоретическом, медийном и проектном.

Современные реалии глобального мира, в том числе и начавшийся в 2020 году пандемический кризис, порождают потребность в определенных системных и обновленных представлениях о сути процессов, происходящих как в мире, так и в российском обществе, потребность в осмыслении места и роли России в мировом развитии. Поэтому неслучайно Российской академией наук тема цивилизационного развития была включена в перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований.

В свою очередь, научно-теоретическое направление «Умной цивилизации» ‒ это междисциплинарные исследования в области цивилизационной идентичности народов России и мира через Экспертный совет и информационно-прогностический центр «Институт «Умная Цивилизация», а также формирование международного научного диалога о будущем развитии человечества.

Медийное направление «Умной цивилизации» заключается в визуализации настоящего и будущего образа жизни в России, ответов на целый ряд актуальных для современного общества вопросов. Какова идентичность современной России и как ее поддержать через проектное развитие? Как себя воспринимаем мы, и как воспринимает нас окружающий мир? Какова стратегия пространственного развития нашей цивилизации? Какие города соответствуют нашей специфике? Какова роль медийной сферы в продвижении современной идентичности страны? Какой будет экономическая и научная ниша России в мире, и что нового мы привносим в развитие мировой цивилизации? Какова роль образования в формировании современного общества?

 Ответы на эти вопросы и свое видение этих проблем на платформе «Умная Цивилизация» представят как организации, так и пассионарные личности ‒ те, кто пытается найти решения на основе цивилизационной идентичности через свои общественные, бизнес-проекты и инновации и видят в этом свою личностную миссию. 

Проектное направление «Умной цивилизации» ‒ это поддержка и продвижение экосистемы «умных» проектов цивилизационного типа, предпринимателей ‒ пассионариев и визионеров будущего, обмен международными бизнес-практиками. «Умная Цивилизация» предполагает работу с перспективными видами инвестиций и стартапов, задача которых ‒ не только получить успешные финансовые результаты, но оставить следующим поколениям мир, основанный на динамично развивающихся самобытных культурно-исторических обществах, внести свой вклад в развитие цивилизационного многообразия.

Реализация проектов на платформе «Умная Цивилизация», с учетом зависимости стратегии развития российского общества от его цивилизационных характеристик, от присущей ему системы ценностей, будет стержнем, вокруг которого будет строить свою работу платформа.