Путь человечества – эволюция многополярности

Путь человечества – эволюция многополярности

И наши современники, и уже много поколений наших предшественников учат мировую историю преимущественно как историю Запада. Листая учебник, мы словно разматываем нить Ариадны: древняя Эллада, триумф Рима, нашествие варваров, средневековые турниры, живопись Возрождения, проповеди Реформации, Великие географические открытия, Наполеоновские войны — и так далее, вплоть до создания Федеральной резервной системы... Большинству и в голову не приходит, что таких нитей, ведущих из прошлого в будущее человечества, не одна, а много, и большинство из них не оборвано до сих пор.

Мы редко задумывались, что открытие Америки человеком произошло за тысячи лет до Колумба и её первооткрыватели изменили облик Нового Света, пожалуй, сильнее, чем испанские конкистадоры и «отцы-основатели» США. Мы не принимали в расчёт, что распространение буддизма повлекло этический поворот в представлениях жителей восточной Евразии не менее значительный, чем тот, что описан Максом Вебером для протестантской Европы. Мы восхищались плаваниями Васко да Гамы и Магеллана и понятия не имели, что китайский адмирал Чжэн Хэ почти на столетие опередил португальцев у берегов восточной Африки, а безымянные австронезийские мореходы прокладывали маршруты такого масштаба ещё тысячелетием раньше, соединив на своих утлых судёнышках Гавайи, Новую Зеландию и Мадагаскар, о чём сегодня напоминает единый расовый тип и схожий язык обитателей этих островов.

Западная цивилизация — лишь одна из многих цивилизаций нашей планеты, и она не обладает монополией ни на универсальность, ни на прогресс. Ошибочно думать, что лишь европейцам присущ динамизм, а остальные народы мира коснели в застывшем состоянии, пока их не коснулся «свет вестернизации». Например, ислам суннитского толка за девять веков распространения охватил четверть населения Земли, и в этом обширнейшем ареале, простиравшемся от Атлантики до Новой Гвинеи, он далеко не всегда внедрялся силой оружия, как со времён первых крестовых походов неизменно поступал католицизм. А тот факт, что в восемнадцатом веке ВВП Китая вырос в три раза, опережая по темпам развития экономику Европы, и вовсе способен перевернуть наши архетипические представления о культурных маркерах «Запад» и «Восток».

На платформе «Умная Цивилизация» мы намерены воссоздать полноценную и всестороннюю картину человеческой истории, привязав её к истории полюсов культурного притяжения — к истории локальных цивилизаций.

Вслед за Данилевским, Тойнби, Вебером, Броделем и другими авторитетами социологической мысли мы признаём, что ядром человеческого общества являются ценности. Именно ценности определяют этику людей, формируют правовую систему, влияют на выбор экономических стратегий и на бытовое поведение.

В западной цивилизациологии в качестве основного фактора единства ценностей отмечается общность религии. Мы рассматриваем эту проблему шире и считаем такой основой общность массива культурной информации, созданной на базе единой письменности и/или языка. Исторически в роли такого обьединяющего языка выступал сакральный язык, например санскрит, арабский или латынь. Позже сакральный языки были потеснены языками науки и литературы (фарси, русский, мандаринский китайский). Так, например, Индийская цивилизация возникла и развивается на основе индуистской религии, письменности брахми и священного языка санскрита, объединяя на протяжении почти трёх тысячелетий десятки разных народов, от светлолицых жителей Кашмира до темнокожих дравидов. Неоднократно попадая под мощное воздействие иных культурных и политических сил: буддистской элиты в древности, исповедующих суннитский ислам Великих Моголов на исходе средневековья, европейских колонизаторов в Новое время, — периодически распадаясь на множество враждующих царств, Индия никогда не теряла свой ценностный стержень и раз за разом возрождалась, как птица Феникс, придавая новый импульс религии предков и восстанавливая государственное единство.

Растущий объём сведений, накопленных благодаря археологическим находкам, письменным источникам, макроэкономическим и демографическим исследованиям, благодаря современным методам, позволяющим проникать в прошлое биосферы, даёт уникальную возможность проследить, как менялся ареал действия любой (например, вышеупомянутой Индийской) цивилизации во времени, сколько примерно человек населяло эту территорию в разные эпохи, какой примерно объём материальных благ они производили. Интересно сравнить эти цифры с данными по другим локальным цивилизациям, что позволяет понять, каков был удельный вес Индуистского общества в мировом масштабе, развивалось ли оно быстрее своих соседей или отставало, как менялась эта динамика на протяжении истории, позитивную или негативную роль играло воздействие цивилизаций-конкурентов? Такие расчёты доступны для большинства локальных цивилизаций — по крайней мере, для всех, что выступали активными историческими акторами последнего тысячелетия.

Первые попытки нарисовать единую статистическую картину мировой истории были предприняты Энгасом Мэддисоном, издавшим свои «Контуры мировой экономики в 1-2030 гг.». Но его данные систематизированы в разрезе регионов и стран, без привязки к культурному и цивилизационному позиционированию. Нас же интересует именно динамика цивилизаций, культурно-исторических миров, объединённых общностью самосознания, менталитета, ценностей. Согласитесь, что Нумидия времён Ганнибала, провинция Африка в Римской империи, королевство вандалов в шестом веке, халифат Альмохадов и французская колония Алжир — совершенно разные исторические явления, хотя формально все они относятся к одному и тому же географическому региону. Однако в годы императора Августа людские и материальные ресурсы этого региона следует учитывать как часть потенциала Римской цивилизации, соединяя с данными Италии и Балкан, а в наши дни — как часть потенциала цивилизации Исламской, вместе с Пакистаном и Саудовской Аравией.

Проследив динамику локальных цивилизаций в прошлом и экстраполируя современные тенденции на ближайшее будущее, можно увидеть жизнь планеты не с точки зрения одного из субъектов истории, а с высоты независимого наблюдателя.

Исследовательский проект «Динамика цивилизаций» призван:

  1. Разработать внятные критерии выделения локальной цивилизации как развивающегося в истории единого культурного и социального пространства, позволяющие приблизительно установить время её становления, время её распространения на новые территории и, в случае умерших цивилизаций, время угасания.
  2. Систематизировать полученные в ходе общепризнанных научных исследований данные об изменении территории, населения, валового внутреннего продукта и иных важных параметров локальных цивилизаций во времени, как минимум, с Рождества Христова до наших дней.
  3. Создать уникальную и наиболее полную базу статистики по этим параметрам.
  4. Создать уникальную базу инфографики по истории цивилизаций, которая может стать ведущим источником ссылок для отечественных и зарубежных исследователей, студентов, публицистов.
  5. Систематизировать авторитетные прогнозы мирового развития на период, как минимум, до 2050 года и рассчитать тренды для локальных цивилизаций, позволяющие оценить грядущее изменение баланса сил в многополярном мире.

В перспективе возможно расширение исследуемого спектра цивилизационных достижений: кроме таких базовых параметров, как территория, население и ВВП, туда могут войти сферы науки и культуры, отражающие динамику открытий и изобретений; масштабы распространения печатной продукции, кинофильмов и интернет-ресурсов; популярность традиций и духовных практик; размах религиозного прозелетизма и т.д.

В результате мы получим инструмент для мониторинга многополярности мира, её предыстории, актуального состояния и среднесрочного прогонозирования в грядущем.